Каталог статей
Главная » Статьи » Мнения |
Свобода
абсурда
Автор Юлия Генделева Пятница, 25 Март 2011 Опубликовано
в Онежская маска-2011 | | С. Беккет.
"В ожидании Годо". Негосударственный
авторский театр "Ad Liberum" Повезло.
Причем всем со всеми. Режиссеру – найти своего автора, свой стиль, своих
актеров. Актерам – встретить своего режиссера. Публике – иметь возможность
видеть настоящий театр абсурда. С этим ведь везет не всем и не всегда. По
счастью, Снежана Са-вельева знает и любит театр абсурда и умеет с ним
обращаться. И она нашла в
его рамках свой стиль, свой почерк: ее театр приправлен клоунадой, и здесь это
уместно и работает на спектакль. А еще она умеет вытащить из абсурдистской
пьесы смыслы и сделать их явными для широкой публики, как правило, не слишком
подготовленной и не очень ориентирующейся в театральных направлениях. Ее
спектакли по Ионеско и Беккету не умозрительны, но умны, не скучны, актуальны,
наконец, насквозь театральны. Они «забирают» зрителя, втягивают в свое поле,
зрителю там становится интересно, весело, а потом – оп – уже никуда не
денешься, приходится думать и делать выводы. А они могут быть не так уж и
веселы. И приходилось даже видеть, как человек прожил весь спектакль, впустил в
себя, пережил его, все понял – и отчаянно запротестовал: зеркало оказалось
слишком откровенным. А режиссер радовался такому неприятию: сработало.
Это было на
спектакле «Между жизнью и… сновидением» по пьесе Э. Ионеско «Жертвы долга».
Подобное происходит и на спектакле «В ожидании Годо» по С. Беккету. Его
эстетика знакома и ожидаема, и здесь это хорошо. Одинокое сухое дерево
подсказано автором. А вот то, что Мальчик расчетверился, приобрел некоторые
ангельские внешние признаки и сопровождает, в первую очередь, звуковó, весь
спектакль, – изобретение режиссера, и оно вполне естественно в этой системе
координат. (Мальчик-квартет – Айна Мустафина, Елена Сапегина, Наталья
Файзуллина, Кадрия Биккинеева.)
Беккет, как
известно, запретил использование музыки в постановках «Годо». И спектакль имеет
сопровождение не музыкальное, но звуковое – назвать его шумовым как-то неловко.
Эти звуки сопровождают и комментируют действие, складываясь в партитуру эмоций
с акцентами смысла и в то же время создавая ощущение отдельного, не очень
дружественного пространства-космоса, окружающего героев. И тихое постоянное
журчание воды где-то на втором или третьем плане легко трактуется как течение
времени. Вернее, даже так: Времени, потому что оно в этом мире-космосе – все,
оно всевластно и настолько самодостаточно, что героям (и нам вместе с ними) не
совладать с ним, не понять, не «ухватить за хвост». Сколько времени проходит
между событиями первого и второго актов? Для одной пары героев – день, для
другой – лет двести.
Крайне
увлекательно следить и за пластической партитурой спектакля. Владимир и
Эстрагон (Владимир Елымчев и Владимир Весский) стеснены в движениях, у них
проблема не только с ботинками и брюками – это вообще проблема свободы
существования в имеющемся мире. А уйти нельзя – надо ждать Годо. Порой им
удается как-то приладиться к пространству, даже обрести свободу движений и
что-то станцевать, «стрюкачить» на радость зрителям, пожонглировать шляпами,
только после этого они вновь сгибаются, хромают и охают – снова не вышло
убежать от своих невидимых пут. И застывают неподвижно в финале и первого акта,
и второго, повторяя недействующее заклинание «пошли, пошли». У Поццо и Лакки
(Владимир Сотников и Николай Королев) все не так разнообразно. У Поццо поначалу
нет проблем с движением, а потом он малоподвижен в силу слепоты – но это
следствие конфликта со временем. Лакки свою свободу потерял так давно, что и не
вспоминает о ней и движется только по приказу. И танец его поэтому неестествен
и трагикомичен – своеобразное пластическое напоминание о жанре спектакля.
Поццо
«отыгрывается» на диалогах и монологах. Одно из самых действенных средств
актуализации смыслов и одновременно притяжения зрителей – интонация. Актеры
владеют ею виртуозно, с ее помощью выявляя мысль, давая оценки, переключая
эмо-циональные поля. Режиссер пользуется этим чисто театральным, не прописанным
автором средством свободно, смело и, что важно, в меру.
Самое
сложное, наверное, при постановке абсурдистской пьесы – найти логику
персонажей, обосновывающую их действия, способ существования в данной эстетике.
Снежане Савельевой и ее актерам удалось найти ключ к воплощению беккетовских
героев – не вполне людей, но и не сконструированных схем, неких существ,
лишенных чего-то главного – должно быть, смысла жизни. Оттого их мысли и эмоции
не имеют начала и конца, обрывочны и несущественны для хода событий. Владимир и
Эстрагон знают лишь одно – надо ждать Годо. Поццо и Лакки не имеют и этой цели.
Впрочем, наличие цели героям не очень помогает, точнее, никак не помогает – ни
что-то решить, ни понять, ни сдвинуться с места и что-то сделать.
Персонажи
спектакля живее и симпатичнее героев пьесы, беспросветной – как почти все у
Беккета. Зрители их принимают, сочувствуют, смеются и так незаметно впускают в
себя вопросы, поставленные автором. Вопросы совсем несмешные: успеваем ли мы
жить или дни за днями ждем чего-то лучшего? Успеваем ли подумать, зачем живем,
помним ли о неминуемо уходящем времени? Слышим ли мы, знаем ли друг друга?
Задать спектаклем такие вопросы и сделать это легко, не назидательно, не
вымученно – дело непростое. Театр «Ad Liberum» это умеет. Я же говорю, повезло. Источник: https://www.google.com/url?q=http://gazeta-licey.ru/public/item/2202&sa=U&ei=h2H-UvqcHcOGywOhk4KADw&ved=0CAYQFjAA&client | |
Просмотров: 637 | |
Всего комментариев: 0 | |